Встречал неоднократно в.. современном чернокнижии? упоминания, что обязательно есть хозяин и хозяйка кладбища. Наподобии того, как в народном фольклоре то и дело идет обращение к "домовому-батюшке да домовихе-матушке". Уже какие-то правила с ними обоими появились.
"Семейная" кладбищенская пара, которую однозначно признаю - барон Самеди и Мама Бриджит. Только к хозяевам кладбищ они отношения прямого не имеют, то есть ни к какому конкретному погосту они не привязаны, как и прочие божества. Но с кладбищами связаны.
А вот кто такие хозяева кладбища?
Хозяин кладбища один. (Как и домовой обычно один. Двое начнут ссориться между собой и начнется бардак в доме вплоть до полтергейста, пока не поделят, кто главный). Чаще всего он один из старейших покойников на кладбище. Далеко не обязательно самый старый, но однозначно отвественный старожил.
Как люди и духи, хозяева кладбищ отличаются по характеру. Могут признать или напротив, не принять (в первом случае кладбище становится своим местом, местом силы).
На кладбище может быть как хозяин, так и хозяйка - мужчина или женщина. Или-или. Никакой семейственности и демократии: главный один. (хотя почему бы и не быть исключениям, если хозяева -те же мертвые люди, в прицнипе. Но опять же - исключение, а не правило).
Правило вежливости - поприветствовать хозяина и здешних сразу от входа. В качестве подношений можно взять конфеты или сигареты. Я люблю последнее. Устроиться на приятной лавочке, желательно пустой или неактивной могилы, позвать хозяина, прикурить для него сигарету и положить на край лавки или столик. Обычно после этого уже завязывается беседа.
Кладбищенские не знают толком, что там, дальше, в некрушнике. Из некрушника на кладбище обычно не возвращаются. Большинство к перспективе уйти туда относится настороженно, как к чему-то непонятному, неведомому. Как человек - к послесмертию.С